Наталия Курчатова (arno) wrote,
Наталия Курчатова
arno

Category:

статья про ролевые игры и феномен эскапизма

"моим" изданиям она не с руки пришлась. так что выкладываю в публичное пользование.


БЕГ

"Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мертвые души", построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" и построены брюки фасона "полпред"".
И.Ильф, Е.Петров, "Золотой теленок".

Итак, параллельно большому миру, где за последние двадцать лет были изобретены и успешно опробованы технологии отката и распила, написан «Манифест» Никиты Михалкова и построено некоторое количество полпредов и губернаторов, существует маленький мир, в котором изобрели и опробовали изрядное количество социальных моделей, реконструировали рыцарский турнир XIII века и славянскую деревню века IX-го, написали кучу альтернативных историй и построили сообщество, где воровство, крысятничество и лицемерие являются из ряда вон выходящими явлениями, а не вариацией привычной нормы.



Эти нехитрые вещи были созданы теми людьми, которые вот уже два десятка лет воспринимаются «большим» миром как «социальные дезадаптанты», в лучшем случае – милые дурики. Действительно, как назвать тех, кто вместо того, чтобы таскать каштаны из огня, живет во взбесившемся мире по человеческим правилам? В конце концов, и в нашем, «большом» мире, любой дружеский круг, профессиональное сообщество или тусовка по интересам стремится к тому же – отчасти этим и объясняется популярность «горизонтальной коммуникации», примеры которой можно в изобилии отыскать в интернете. Так называемые «ролевики» характерны тем, что они – истинные пионеры этого центробежного движения, которое в наши дни захватывает все новые и новые круги, будь то защитники Химкинского леса в Москве или исторической застройки в Петербурге, противники церковной реституции, тушители пожаров, режиссеры любительского кино и прочая и проч.

Меж тем журналисты, которым вроде бы по роду деятельности должно быть свойственно любопытство и стремление держать нос по ветру, мыслят данную субкультуру исключительно в рамках штампа из девяностых, представляя ролевиков этакими чокнутыми хиппарями в плащах из занавесок и с деревянными мечами, пугающими по лесам грибников. Хотя за без малого два десятилетия существования сообщества многое изменилось. На сегодняшний день это крупнейшее молодежное движение на территории страны и некоторых сопредельных государств (республик СССР), не слишком бросающееся в глаза разве что в силу свойственной ему даже не аполитичности, но плюрализма взглядов. Число участников крупных игр может достигать нескольких тысяч человек, а бюджет – переваливать далеко за миллион рублей. Крупнейшей игрой 2010 года в московско-питерском регионе стала «Вторая Эпоха» по «Сильмариллиону» Толкина, где строились башни и подземелья в натуральную величину, а штурм укрепленного лагеря был возможен только отрядом в качественных доспехах от 100 человек и более. Но это скорее исключение – сейчас играют во что угодно, от сюжетов из книг Акунина или Глуховского до версий западных телесериалов или антиутопий собственного сочинения. Вокруг ролевых игр нарос мощный environment – мастерские оружейников, портных, шорников и сапожников, клубы исторического танца и фехтования, тематические сайты и порталы, а также фестивали-конвенты, проходящие, как правило, в ходе «мертвого» для полевых игр отопительного сезона в разных точках страны и организованные в так называемое «Кольцо Конвентов».

Петербургский конвент «Блинком» http://blincom.ru/about проходит в декабре и являет пример торжества неформальной организации. Конвент существует одиннадцать лет, два года назад инициативу перехватила команда Вадима «Герцога» Иванова, который обозначил «серьезную» цель фестиваля как «консолидацию сообщества». У Герцога небольшая текучка кадров – 10 процентов, что, по его словам: «неплохо для команды энтузиастов. Это не основная деятельность, мы не получаем за нее деньги. Тем не менее, это большой объем работы.»
Люди на «Блинкоме» (включая командира) работают за интерес, в качестве символического вознаграждения получая бесплатный проход на оба дня фестиваля и «блинчики» - талоны на еду или пиво в кафе. Но в то время, как городская администрация не может организовать уборку снега на улицах и ликвидацию «сосулей», команда энтузиастов делает двухдневный фестиваль, где все мероприятия начинаются вовремя, охрана заранее подкуплена абсолютно лояльна, нету ни пьяных вдрызг, ни укуренных, а драки происходят в специально отведенном месте, в защите и при полном уважении к противнику (фехтовальный турнир).

Мероприятие это, безусловно, тусовочное, чужак будет чувствовать себя здесь, как на другой планете (пока не накатит круговую с «эльфами»).

Вот пронеслись, шурша юбками, девицы на историческую фэшн-сессию, вот на шахматной арене сошлись бойцы на парном оружии: рапира/кинжал vs рапира/малый щит, вот проследовал греческий архонт в окружении свиты, протопали гоблины в камуфляже, выплыл придворный балет XVIII века. В глазах рябит! Правда, далеко не все здесь обращено в архаику – приз за лучшую питерскую игру этого года получил проект «Battlestar “Galaktika”, основанный на одноименном телесериале в жанре космооперы о войне человечества и андроидов-сайлонов. А самая масштабная игра следующего сезона «Стоимость жизни» http://lifecost.tv предваряется профессиональным видеороликом, снятым на улицах Москвы. В центре конфликта – город «Новая Венеция», созданный специально для телешоу и поделенный на кварталы джентри, яппи, хипстеров, иммигрантов из Третьего Мира и таинственную Зону, где ученые провели эксперимент. Детали игровой реальности и основной конфликт позаимствованы из многих литературных и кинематографических источников, от Филиппа Дика до новейших литературных, кино-, теле- и прочих медиа-сюжетов, но в целом составляют полноценную антиутопию – в конце концов, редкий популярный автор брезгует посмодернистской технологией «копипизжинга» у предшественников. В такой форме ролевая игра уже вполне тянет на своеобразное произведение искусства, хотя организаторы («мастера») настаивают на том, что их деятельность – всего лишь реализация увлечения, хобби. Впрочем, по нынешним временам хобби получается не только довольно дорогостоящим, вполне сопоставимым с каким-нибудь дайвингом, но и в некоторых случаях начинает подкармливать своих носителей. Ролевики подрабатывают проведением профессиональных тренингов на основе методик, выработанных и опробованных на играх «для своих», создают масштабные проекты онлайн-игр. Есть и прецеденты проведения полевых ролевых игр по заказам политических и общественных организаций. Так, несколько лет назад мне случилось услышать об игре по истории войн древнего Израиля, проведенной по заказу одного из еврейских культурных обществ. Лишне говорить, что люди, которые выполняют подобные заказы, вряд ли могут проходить по разряду «социальных дезадаптантов».

Понятно, что как и любое неформальное сообщество, ролевая тусовка притягивает к себе также людей, которым по тем или иным причинам неуютно в реальном мире: грубо говоря, «странненьких». Но оно же предоставляет им возможности для социализации, которые иначе им никто бы не дал; в стране, где плохо или очень плохо справляются с вопросами выживания собственного народа, кому есть дело до неудачников?
Да и для потенциально активных, пассионарных ребят, при ограниченных возможностях творческой реализации в обществе и вакууме, возникшем на месте советских «ролевых» сообществ вроде пионерии или комсомола, а также недоверии к созданным сверху для понятных политических целей марионеточным структурам вроде движения «Наши» или МГЕР, «ролевики» с их романтическим (что бы ни говорили) восприятием действительности, идеализацией товарищества, практикой вольных тусовок на природе и возможностью освоения разнообразных навыков – от разжигания костра в мокром лесу до изготовления своими руками костюма/доспеха и создания локальной сети в полевых условиях на базе электрогенератора, нескольких ноутбуков и соответствующего ПО, были и остаются сильным полюсом притяжения. Как правило, дальше происходит «специализация» - кто-то идет в историческую реконструкцию (реконструируют сейчас практически любые эпохи – от раннего средневековья до армейских частей Второй Мировой), другие начинают увлекаться танцами, фехтованием, «техническими» играми на основе страйкбола и пейнтбола, ну, а самые ленивые и/или «креативные» остаются в собственно «ролевом» движении, которое в своих наиболее развитых проявлениях вырабатывает все более качественные технологии социального моделирования «снизу». В такой ситуации упрек в эскапизме приобретает новую тональность – если мир/сообщество, в которое бегут, по большому счету здоровее и качественнее того, который оставляют, и если есть прямая аналогия с повсеместным «бегом» элиты, дети которой живут и учатся за рубежом, а капиталы вертятся в оффшорных зонах, то кому здесь предъявлять? Если в то время как общество в целом испытывает все усугубляющийся кризис смыслов и мотиваций, его «ролевой» срез, представленный в основном романтичными пассионариями от 20-ти до 40-ка, за последние лет двадцать существенно оздоровился, постепенно преодолевая многие изъяны «большого мира»? Горизонтальная самоорганизация, взаимовыручка, прозрачность (в том числе и финансовая, что существенно для проектов с бюджетом, сопоставимым с ценой квартиры в крупном городе) – все то, что является в «большом социуме» ускользающей редкостью, здесь – норма. При этом все эти люди, как правило живут здесь (в России) и сейчас (имеют работу, зачастую – семью, а еще иногда и прикупят земли для строительства «средневекового городища»). Кто больший эскапист – чиновник, который покупает недвижимость в Лондоне, или рядовой предприниматель, который на кровно заработанные строит себе аутентичный деревенский дом в Ленинградской области для жизни и отдыха с «домом и дружиной»?..

Иными словами, результаты этого самопроизвольного эксперимента впечатляют: люди не так уж плохи, как можно подумать, глядя на «большой» мир; они способны к содружеству и самоорганизации. Не исключено, что это те самые новые люди, что обустроят страну, используя навык разжигания костра в мокром, или даже насквозь прогнившем лесу.
Subscribe

  • про новый Стар Трек

    http://www.svpressa.ru/culture/article/68187

  • кораблик нравится

    Низкая срачабельность Вы любите тишину и спокойствие, а в окружающих цените прежде всего чувство такта и деликатность. В то же время, при желании…

  • КОЛЕСО

    КОЛЕСО Что подарить тебе в следущей серии Машину или все-таки огнемет; Мир вокруг нас не очень-то добр. Тахта продавлена, обои криво наклеены На…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 88 comments

  • про новый Стар Трек

    http://www.svpressa.ru/culture/article/68187

  • кораблик нравится

    Низкая срачабельность Вы любите тишину и спокойствие, а в окружающих цените прежде всего чувство такта и деликатность. В то же время, при желании…

  • КОЛЕСО

    КОЛЕСО Что подарить тебе в следущей серии Машину или все-таки огнемет; Мир вокруг нас не очень-то добр. Тахта продавлена, обои криво наклеены На…